Справочник мастера по дереву
Деревянный дом
Справочник мастера по дереву

Берёза

Береза - это самая светлая из известных пород древесина, что учитывается и в маркетри, и в интарсии, и в резьбе по дереву. Древесина березы однородная, мелкоструктурная, хорошо режется. Применять ее удобно для мелких поделок, так как береза реагирует на температуру и влажность воздуха и в больших массах может коробиться. По тем же причинам резьбовые вещи из березы лучше промасливать кругом растительным маслом, которое благодаря своей медленной высыхаемости успевает проникнуть глубоко в древесину. Масло защитит древесину от влаги.

При умеренной естественной сушке береза не трескается (кроме мелких трещин с торца), поэтому березовый чурак можно сушить ошкуренным. На открытом воздухе древесина березы быстро загнивает, если даже она защищена от дождя. Красивые резные поделки можно сделать из комля березы, особенно в местах перехода кряжа в корни. Текстуру такой древесины с эффектными муаровыми разводами выгодно использовать в полированных ровных поверхностях, например в углублении чаши вазы, иногда с интарсией другими породами монотонного темного дерева или с врезанными участками маркетри.

Обычная ровная и полированная древесина березы обладает способностью по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон по отношению к нему. Цвет ее изменяется при этом от сдержанного сероватого до ярко-светлого, когда проявляется блеск древесины, Этим пользуются маркетристы для вариации цвета и оттенков. Например, из одного и того же листа березового шпона можно получить и небо, и облака на нем. Если мелкими кусочками шпона различной формы обклеить поверхность поделки, то получится интересный, мерцающий фон. Последнее свойство полезно взять резчику на вооружение: это способ закрыть дефекты древесины или допущенные изъяны в резьбе, например на поверхности вазы, даже кривой формы. Облицовку такой поверхности можно сочетать со вставками рисунков из других пород дерева, т. е. применить метод маркетри или интарсии.

Однако это свойство березовой древесины (особенно в силу того, что она очень светлая) имеет и отрицательные последствия: ее нельзя соединять из двух кусков, так как шов будет заметен, стыкуемые части станут отличаться друг от друга; нельзя делать вставки и замазывать шпаклевкой изъяны на древесине. Например, на столешнице для того, чтобы сделать тон переплетающейся ленты однородным, пришлось отказаться от облицовки столешницы по методу маркетри (от выполнения этой ленты в состыкованном виде), а применять более трудоемкий метод интарсии: вырезать на ровном поле столешницы, покрытой обычной многослойной фанерой, весь верхний шпон, кроме рисунка орнамента из ленты, и на это место вклеивать шпон другого цвета.




 
 
Справочник мастера по дереву

www.drevmast.ru